Мультимодальные перевозки: современные технологии
Мультимодальные грузоперевозки – это смешанные перевозки грузов из пункта отправки (расположенного в одной стране) до пункта доставки (в другой стране).
Ответственным за перевозку является оператор смешанной перевозки (МТО) – лицо, заключающее договор смешанной перевозки (от собственного имени/через другое лицо, действующее от его имени). МТО выступает как сторона договора или от имени грузоотправителя / перевозчиков, неся ответственность за исполнение заключенного договора (соглашения, на основании которого оператор смешанной перевозки берет на себя обязательство осуществить доставку груза в строгом соответствии с условиями заключенного договора). Его целью является получение прибыли.
Долгосрочное сотрудничество с МТО возможно в том случае, если условия перевозки выгодны заказчику (и, разумеется, МТО), а сам процесс перевозки соответствует требованиям безопасности (оптимально выбран маршрут отправки груза, определена соответствующая типу груза тара и транспортные средства, налажено сотрудничество с надежными субподрядчиками и пр.). Подтверждением надежности МТО служит оценка независимой стороной, в роли которой выступает Российский Регистр, создавший и зарегистрировавший Систему добровольной сертификации смешанных перевозок опасных грузов (регистрационный №РОСС Ки.В021.04УООО). Сертификация в ССМПОГ позволяет оценить абсолютно все аспекты деятельности транспортной компании (ключевым вопросом при этом является слаженность работы всех ее структур).
Перечислим основные принципы, на основе которых функционирует мультимодальная система:
- Единообразный коммерческо-правовой режим: отсутствие сложностей при прохождении таможенных процедур; унифицированные документы перевозки международного образца (для внутреннего транспорта/для внешнего транспортного рынка); взаимная увязка международных грузоперевозок (на всех видах транспорта).
- Комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы, а именно: внедрение метода обоснованного распределения сквозного фрахта в СКВ (между звеньями, составляющими логистическую транспортную сеть); разработка механизма ответственности (финансовой) за оказание услуг ненадлежащего качества; внедрение унифицированных тарифных правил доставки грузов (транзитных/внешней торговли в международном сообщении).
- Единство звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте и единая форма взаимодействия, координация всех звеньев транспортной цепи, которые обеспечивают это единство.
- Кооперация участников транспортной системы.
- Комплексное развитие транспортной инфраструктуры(различных видов транспорта). Данный принцип основан на приведении к единому стандарту транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и машин, комплектов грузов (тары).
- Использование систем ЭОД (электронного обмена данными) для обеспечения мониторинга передвижения груза, передачи информации и связи. На сегодняшний день конкурентоспособность логистических транспортных систем определяется масштабом применения систем электронного обмена данными. Посредством информационной системы составляется план будущей отправки и выполняется ее мониторинг.